Краткая биография Имя: Александр Анатольевич Ширвиндт Дата рождения: 19 июля, 1934 | рак Место рождения: Москва, СССР Карьера: Актер, режиcсер, сценарист Жанр: Комедия, мелодрама, драма Супруга: Наталия Белоусова (один ребенок) Семья: Анатолий Густавович Ширвиндт (отец), Раиса Самойловна Ширвиндт (мать), Михаил Ширвиндт (сын), Андрей (внук), Александра (внучка) Биография Родился 19 июля 1934 года в Москве. Отец - Ширвиндт Анатолий Густавович (1896-1962). Мать - Ширвиндт Раиса Самойловна (1898-1985). Супруга - Белоусова Наталия Николаевна (1935 г. рожд.), архитектор. Сын - Михаил Ширвиндт (1958 г. рожд.), актер, режиссер, телеведущий. Внуки: Андрей (1981 г. рожд.), студент юридического факультета РГГУ, Александра (1986 г. рожд.).
Детство
Во время Великой Отечественной войны родители ездили с актерскими бригадами по воинским частям. Александра растили бабушка и няня. Других бабушку с дедушкой, со стороны отца, он не застал в живых (дед Густав был адвокатом, бабушка Анна растила детей). 1-й класс Александр Ширвиндт окончил в 1943 году в эвакуации, в школе города Чердынь Пермской области. Оставшиеся 9 классов проучился в московской школе N 110 - туда отдавали детей самых высокопоставленных родителей. В одном классе с Ширвиндтом учился, например, сын будущего нашего руководителя Сергей Хрущев.
Помимо учебы в музыкальной и общеобразовательной школах, Александр посещал еще одно заведение - школу бальных танцев при Доме ученых. Пребывание в ее стенах доставляло ему гораздо больше удовольствия, чем в двух предыдущих заведениях. Особенно нравилось Ширвиндту танцевать полонез, падеграс. А в музыкальной школе Александр проучился пять классов, после чего его отправили восвояси с категорическим выводом: «К музыке не пригоден»
Детские воспоминания А.А. Ширвиндта неразрывно связаны с театром. В доме родителей часто бывали выдающиеся деятели искусства, мастера сцены и эстрады: А. Яхонтов, Я. Флиер, Д. Журавлев, В. Качалов, Р. Плятт, Р. Зеленая, Л. Утесов... Театр заполнял весь мир его детства, и неудивительно, что уже в школе Александр твердо решил, что станет актером, много играл в самодеятельном театре.
Начало трудового пути
В 1952 году Александр Ширвиндт поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Веры Константиновны Львовой. Буквально с первых же дней своего пребывания в «Щуке» Ширвиндт зарекомендовал себя как одаренный ученик. Преподаватели не могли на него нарадоваться и в один голос прочили ему прекрасную карьеру в будущем. Там он сыграл главные роли в дипломных спектаклях «Трудовой хлеб» А. Островского и «Ночь ошибок» Голдсмита.
В 1956 году Ширвиндт окончил училище с отличием и попал в труппу Театра-студии киноактера. А в 1957 году он был зачислен в штат киностудии «Мосфильм», где состоялся его дебют в кино: в комедии Семена Деревянского и Рафаила Сусловича «Она вас любит». Александр Ширвиндт сыграл небольшую роль молодого человека по фамилии Ухов, и на гонорар, полученный за эту роль смог приобрести автомобиль «Победа».
Но уже в том же 1957 году Ширвиндт переходит в Театр имени Ленинского комсомола, во главе которого находились две женщины: Софья Владимировна Гиацинтова и Серафима Германовна Бирман. Александр Ширвиндт дебютировал на сцене театра в роли Белого офицера в спектакле по пьесе Всеволода Вишневского «Первая Конная», который поставил Б.Н. Норд. Потом были работы в спектаклях «Товарищи-романтики» М. Соболя, «До свидания, мальчики!» Б. Балтера, «Колесо счастья» Тур, «Вам 22, старики!» Э. Радзинского, «Когда цветет акация» Н. Винникова, «Чемодан с наклейками» Д. Угрюмова, «Центр нападения умрет на заре» А. Куссани, «О Лермонтове» О. Ремеза и Т. Чеботаревской, «Святая Иоанна» Б. Шоу.
Однако основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных Анатолием Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Это: Тригорин в «Чайке» А.П. Чехова, Людовик в «Мольере» М.А. Булгакова, Гудериан в «Каждому свое» С. Алешина, Феликс в «104 страницах про любовь» и кинорежиссер Нечаев в «Снимается кино» Э. Радзинского.
Последняя роль занимает особое место в творчестве Александра Ширвиндта. В созданном им образе кинорежиссера Нечаева «аккумулировались все приметы времени с их двойственностью и неопределенностью, толкавшими художника на путь бесконечных компромиссов и в жизни, и в искусстве» отметил критик Б. Поюровский . Всего на сцене Театра имени Ленинского комсомола А.А. Ширвиндт сыграл более 30 ролей. За время работы с А. Эфросом Александр Ширвиндт превратился в зрелого мастера. В 1968 году вслед за А. Эфросом он оказался в Московском драматическом театре на Малой Бронной, куда также перешли актеры М. Державин, Л. Круглый, Л. Каневский, О. Яковлева, Д. Дорлиак, А. Дмитриева, Л. Дуров, И. Кириченко, В. Лакирев. В театре на Малой Бронной Александр Ширвиндт проработал 2 года, сыграл в спектаклях "Счастливые дни несчастливого человека" А. Арбузова, "Ромео и Джульетта" и других.
«Капустники». Эстрада
Еще в студенческие годы Александр Ширвиндт занялся "капустниками" Позднее, работая в Театре имени Ленинского комсомола, он совместно с актерами М. Державиным, Л. Лосевым, А. Адоскиным, В. Богачевым, В. Ларионовым, Л. Сатановским, Э. Буровой, М. Менглет, Н. Палладиной начал организовывать и проводить такого рода творческие собрания в Доме актера. Они имели грандиозный успех у зрителей: спектакли шли по два раза в день, но зал все равно не мог вместить всех желающих. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались фальшь, показуха, головотяпство, невежество, на которые в то время не смели поднять руку профессиональные театры, кинематограф, литература и когда любая, самая робкая критика немедленно расценивалась как клевета, попытка опорочить существующий строй. Каждая новая программа после премьеры в Москве обязательно показывалась в Ленинграде.
"Капустники" сразу же принесли Александру Ширвиндту признание публики во многом благодаря его "редчайшей способности объединять людей, создавать атмосферу добра и веселья" (Б. Поюровский). Причем он был не только исполнителем и режиссером, но и автором (или соавтором) всех программ. Огромное количество "капустных" номеров было придумано вместе с Гр. Гориным и А. Аркановым. Любовь к этому виду творчества А.А. Ширвиндт сохранил по сей день. Уже в те далекие годы А. Ширвиндт принимал участие в организации и проведении юбилеев многих замечательных деятелей искусства, в том числе Р. Плятта и Л. Утесова.
Театр сатиры
В 1970 году Александр Ширвиндт уходит из театра на Малой Бронной. Его новым пристанищем стал Театр сатиры, куда его давно звали Михаил Державин и Андрей Миронов. В Московском театре сатиры он сыграл более 30 ролей, поставил немало спектаклей как режиссер, а в декабре 2000 года назначен художественным руководителем этого прославленного театра.
С первых дней работы в Театре сатиры А.А. Ширвиндт начал заниматься режиссурой. В 1970 году он совместно с М.А. Захаровым поставил спектакль "Проснись и пой!" по пьесе М. Дьярфаша. Позднее он нередко выступал в качестве не только режиссера, но и автора или соавтора сценария. Среди таких работ спектакли, поставленные им по сценариям, написанным в соавторстве с Гр. Гориным: "Нам - 50" (совместная постановка с М. Микаэляном, 1974) и "Концерт для театра с оркестром" (1982), а также спектакли по собственным сценариям: "Молчи, грусть, молчи..." (1985), "Спартак" (Мишулин) - "Зритель" (сборная) (1992). Всего за время работы в Театре сатиры Александр Анатольевич поставил 10 спектаклей, в том числе "Маленькие комедии большого дома" А. Арканова и Гр. Горина (совместно с А. Мироновым, 1973), "Недоросль" Д. Фонвизина (1978), "Ее превосходительство" С. Алешина (1979), "Страсти Черноморья" Ф. Искандера (1988). Во многих из своих режиссерских работ А.А. Ширвиндт был занят и в качестве исполнителя: Отец в "Маленьких комедиях большого дома", Ведущий в "Нам - 50!", Вово в "Ее превосходительство", Ведущий в "Концерте для театра с оркестром...", Лектор в "Молчи, грусть, молчи...", Зенон Айба в спектакле "Страсти Черноморья".
Александр Ширвиндт - автор и режиссер-постановщик юбилейных вечеров актеров Театра сатиры Т. Пельтцер, Г. Тусузова, В. Токарской, В. Плучека, Г. Менглета, О. Аросевой, а также вечеров, посвященных 60-, 70- и 75-летию Московского театра сатиры. Программа 60-летия театра впоследствии легла в основу поныне идущего на сцене обозрения "Молчи, грусть, молчи...".
Эстрада
Особое место в творчестве А.А. Ширвиндта занимает эстрада. Его тяга к этому жанру началась еще с "капустников" и вскоре переросла в профессию. Разговор со зрителем напрямую, без театральной сцены стал со временем необходимостью. "Я мечтал о хороших аудиториях и о дерзких репликах из зала, на которые я лихо, остроумно и броско отвечал бы с ходу", - признается А.А. Ширвиндт. Как автор и режиссер он работал с Тарапунькой и Штепселем, Мировым и Новицким, Л. Утесовым, а позднее с Л. Шимеловым, Л. Ашрафовой, В. Винокуром, И. Олейниковым. Именно Александр Ширвиндт придумал популярный дуэт "Вероника Маврикиевна и Авдотья Никитична" (В. Тонков и Б. Владимиров), которые из милой зарисовки превратились в "национальных героинь", писал эстрадные монологи для актеров В. Марецкой, М. Пуговкина, В. Санаева и многих других.
На эстраде А.А. Ширвиндт работал с Михаилом Державиным, Андреем Мироновым. Дуэт с М. Державиным возник еще в Театре имени Ленинского комсомола во время подготовки "капустников". Многие их эстрадные зарисовки популярны и актуальны по сей день.
Телевидение
Александр Ширвиндт - частый гость на телевидении, хотя понятие "гость" к нему подходит меньше всего. Он - везде хозяин: в студии, на экране в жизни. Александр Ширвиндт - постоянный участник целого ряда телевизионных программ. Огромной популярностью пользовались его циклы передач "Семь нас и джаз", "Терем-теремок" и особенно "Театральные встречи" из Дома актера по сценарию А. Ширвиндта и Л. Лосева - телепрограммы о М. И. Жарове, Л.О. Утесове, Н. В. Богословском. Участниками "Театральных встреч" были В. Марецкая, Р. Зеленая, М. Миронова, А. Менакер, Р. Плятт, В. Канделаки, С. Кочарян, М. Табачников, Е. Копелян, З. Шарко, С. Юрский, К. Лавров, В. Комиссаржевский, Л. Варпаховский... Александр Анатольевич принимал участие в бенефисах режиссера Гинзбурга, В. Васильевой, Л. Гурченко, Л. Голубкиной, в программе "Бенефис о бенефисах". Он сыграл роль Дон Жуана в телеспектакле А.В. Эфроса "Несколько слов в защиту господина Мольера" (1968) и роль Одноглазого шахматиста в телефильме М.А. Захарова "Двенадцать стульев". В качестве автора и режиссера он много работал и на радио. Со спектаклями и концертами объехал почти весь мир.
Педагог
С 1958 года Александр Ширвиндт преподает в Высшем театральном училище имени Б.В. Щукина (с 1995 года - профессор). Среди его выпускников - А. Миронов, Н. Гундарева, С. Рябова, А. Пороховщиков, Л. Трушкин, А. Мордвинова-Гольданская, М. Голубкина, Л. Ярмольник и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны (только в Театре сатиры их 16 человек!).
Личная жизнь
Знакомство Александра Ширвиндта со своей будущей женой Наташей Белоусовой состоялось еще в начале 50-х под Москвой, в дачном поселке НИЛ, который основал ее дед в свою бытность главным архитектором Москвы. Согласно легенде, в начальной стадии знакомства с Натальей Ширвиндта пленило в девушке, прежде всего, то, что у нее в хозяйстве имелась... корова. Будучи патологическим «молокоголиком», Ширвиндт не мог пройти мимо этого факта. Однако, полюбив корову, он постепенно увлекся и ее хозяйкой. Правда, на момент женитьбы молодых обстоятельства сложились таким образом, что с коровой Белоусовым пришлось расстаться. Так что дармовым молочком жениху так и не довелось побаловаться.
По профессии Наталья Николаевна - архитектор. По своим корням жена Александра Ширвиндта - столбовая дворянка. Ее род по матери восходит к знаменитому Семенову-Тян-Шанскому, предки по отцу - в старое московское купечество.
В 1958 году А. Ширвиндт стал отцом - родился сын, которого назвали Михаилом. Михаил, закончив Театральное училище им. Щукина, несколько сезонов отработал в театре «Сатирикон». Однако в 1993 году он уходит на телевидение, бросив театр. Вел «Лотто Миллион». В 1994 году создал студию «Весы», которая трансформировалась затем в телекомпанию «Живые новости». У Михаила Ширвиндта двое детей: сын Андрей (1981 г.р.), студент юридического факультета РГГУ, дочь Саша (1986 г.р.).
С середины 90-х Александр Анатольевич практически не снимается в кино. Он продолжает успешно руководить Театром Сатиры, ставит спектакль «Свобода за любовь» по пьесе Плата. Однако отказаться от участия в продолжении знаменитой «Иронии судьбы» актер не смог. Вместе с Александром Белявским они вновь сыграли друзей Лукашина. На этот раз они отправляют в Ленинград его сына, а затем, вслед за ним, и самого Лукашина… Будем надеяться, что это далеко не последняя работа Ширвиндта, как киноактера. Ведь итоги подводить еще рано
Живет и работает Александр Анатольевич в Москве. Знаете ли Вы, что - Ранее, подчас, в афишах его фамилию путали и писали «ШирвинТд» или «ШЕрвиндт»
- По рассказам самого Ширвиндта: однажды в одном из маленьких областных городков, кто-то из устроителей в шутку вывесил афиши, где они с напарником Михаилом Державиным были записаны под псевдонимами «Дарвин и Равенглот»
- Ширвиндт не всегда курил трубку, с которой его так привыкли видеть зрители. Около 40 лет назад его друг, правительственный телеоператор Вилий Горемыкин привёз ему трубку из зарубежной командировки. Единожды попробовав, актёр и по сей день с трубкой не расстаётся.
- Любимым видом отдыха у Александра Анатольевича, вот уже много десятилетий, остается рыбалка. Еще в стародавние времена он с друзьями Михаилом Державиным и Вилием Горемыкиным любили на несколько дней отправиться на машинах куда-нибудь в российскую глушь и половить там рыбу, совмещая это занятие с отдыхом на природе
- В 1997 году Институт теоретической астрономии Российской академии наук присвоил одной из малых планет имя «Ширвиндт»
- В 1994 году вышла в свет книга "Былое без дум", написанная А.А. Ширвиндтом в соавторстве с известным искусствоведом Б. Поюровским.