Анатолий Ромашин родился 1 января 1931 года в Ленинграде. В детстве мальчик был очень любознательным, увлекался литературой. Очень любил ходить вместе с родителями в театр. Театр для юного Толи Ромашина всегда был большим, ярким праздником. Но, почему–то, он считал его недоступным для себя.
Тем не менее, окончив школу, Ромашин сумел перебороть все страхи и сомнения и отправился в Москву, где с первого раза поступил в Школу-студию МХАТа. Там ему довелось учиться с будущими звездами отечественного театра и кино. Достаточно сказать, что в общежитии молодой Ромашин жил в одной комнате с Евгением Урбанским, Евгением Евстигнеевым и Олегом Табаковым.
Театр
Сразу после окончания Школы-студии МХАТ в 1959 году Анатолий Ромашин пришел в труппу Театра имени Маяковского. Уже в те годы в молодом актере чувствовалась порода, врожденный аристократизм. Эти качества, скажем прямо, подходили не для каждого театра. Попади Ромашин в какой другой, кто знает, как бы в дальнейшем сложилась его судьба. Но с «Маяковкой» он «угадал». Со временем Анатолий Ромашин выдвинулся на первые роли. Что за звездная когорта тогда играла в театре! Александр Лазарев, Светлана Немоляева, Владимир Самойлов, Армен Джигарханян, Татьяна Доронина, Евгений Лазарев, Анатолий Ромашин… Актеры с большой буквы! Каждый из них – это целая эпоха в истории отечественного театра.
В Театре имени Маяковского Анатолий Ромашин проработал до 1984 года, создав большое количество незабываемых образов в постановках по произведениям Брехта и Достоевского, Булгакова и Радзинского. О нем говорили, как об умном, интеллектуальном актере. А еще, как об очень хорошем партнере. Их дуэт с Евгением Лазаревым неизменно вызывал овацию публики. За театральные работы Анатолий Ромашин в 1977 году был удостоен Государственной премии России, но самое главное, это огромная зрительская любовь, которая его всегда сопровождала. В 1990 году Анатолий Ромашин вернулся в театр Маяковского и еще в течение двух лет радовал зрителей своими работами. Одна из последних и, пожалуй, одна из лучших его ролей - Клим Самгин в постановке Андрея Гончарова «Жизнь Клима Самгина» по роману Максима Горького. В последние годы Анатолий Ромашин с успехом играл на сцене Московского Театра Луны, в спектаклях «Фауст», «Византия», «Ночь нежна».
Кино. Первые роли
Свою первую роль в кино Анатолий Ромашин исполнил в 1959 году в фильме «Ветер» кинорежиссера Владимира Наумова. С блестящего дебюта в этой картине актер стал подниматься к вершинам своей творческой биографии. Кстати, какое совпадение - его последняя киноработа также была в фильме у Наумова «Мадонна на асфальте»: оставалось доснять всего дней семь-восемь. Уже упомянутый врожденный аристократизм, казалось, обрекал Анатолия Ромашина на роли всевозможных белогвардейцев и иностранцев. Но, по иронии судьбы, одной из ранних работ актера стала роль Феликса Дзержинского в фильме «Именем революции» (1963). В целом же, вплоть до начала 70-х кинематограф не мог в полной мере раскрыть таланта Ромашина. К счастью, пути актера пересеклись замечательным режиссером Элемом Климовым.
Николай II
Разве нормальный человек мог в середине шестидесятых не то чтобы снять, даже помыслить снять исторический фильм о Распутине и о последнем русском царе вне контекста официальной точки зрения? Да еще приурочить его к 50-летию Октябрьской революции? Таким «нормальным» оказался режиссер Элим Климов. Он создал воистину бессмертную драму «Агония». Распутина в ней сыграл Алексей Петренко, и это одна из лучших ролей в его репертуаре. А Анатолий Ромашин блистательно создал образ царя - отнюдь не кровавого злодея, а страдающего отца, любящего семьянина и безвольного, внушаемого человека, неспособного справиться с народной стихией. Николай II у Ромашина – бесконечно несчастный и одинокий человек. Он пытается укрыться за кулисами истории, но та безжалостно выталкивает его на авансцену, делая последнего русского царя невольным участником распада и заката целой эпохи. Именно в этой роли наиболее полно проявился мощный актерский дар Анатолия Ромашина. Но картину ждала печальная участь. В 1975 году она получила разрешительное удостоверение и даже вышла в прокат, но уже вскоре ленту запретили. «Агония» пролежала «на полке» до самой перестройки. Вновь зрители смогли увидеть ее лишь в 1985 году, к тому же переделанную…
Широта таланта
Анатолий Ромашин снимался в кино очень много. При этом его актерский диапазон был колоссален. Он мог играть в картине любого жанра - как в гротескной, так и в лирической. В 1974 году актер удачно сыграл в детективном телесериале Юрия Кавтарадзе «Совесть» о разоблачении военного преступника, долгие годы скрывавшегося под чужим именем. Затем была не менее удачная роль простого врача районной больницы, беспредельно преданного своей профессии, в телесериале режиссера Вадима Зобина «Дни хирурга Мишина» (1976). В 1978 году режиссер Анатолий Васильев пригласил актера в свою ретро – мелодраму «Фотографии на стене» на роль отца, сыном которого был герой Дмитрия Харатьяна. С тех пор Анатолий Владимирович при встречах обращался к Харатьяну только: «Здравствуй, сынок».
Его герои были разными, но большинство их отличало одно: безупречные манеры, холодноватая элегантность и мягкая интеллигентность. При этом вышеназванные качества умело трансформировались, создавая образы, начиная с мягкотелых интеллигентов до стоических аристократов. Наверное, поэтому ему бесподобно удавались роли в экранизациях российской классики, как, например, Герасим Кузьмич Петрин в картине «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977). Большое количество интересных работ было создано актером в 80-е годы. Это: - генерал-майор Нефедов в героико-патриотической кинодилогии «Ответный ход» (1981) режиссера Михаила Туманишвили, Александр Демьянович в мелодраме «Люблю. Жду. Лена» (1983) Сергея Никоненко, Сергей Кузьмич Курихин в криминальной драме Игоря Шатрова «Взятка. Из блокнота журналиста В.Цветкова» (1983), доктор Аристонг в детективе Станислава Говорухина «Десять негритят» (1987).
Блистательно актер проявил себя в исторических кинолентах: в биографическом фильме «Чичерин» (1986), о первом наркоме иностранных дел Советского государства, дипломате Г.В.Чичерине; в драме «Борис Годунов» (1986) по одноименной драме А.С.Пушкина режиссера Сергея Бондарчука; в картине по литературным материалам Эразма-Мелик Карамяна режиссера Юрия Ерзинкяна «Пять писем прощания» (1987). В 1989 году Анатолий Ромашин впервые выступил в качестве режиссера, сняв социальную драму «Без надежды надеюсь», где также сыграл главную роль писателя Косташа. Все эти годы актер с большим успехом работал на радио, читая поэтические произведения Гейне, Верхарна, Огарева, Кирсанова, страницы романа Тургенева «Накануне», «Записки на манжетах» Булгакова, рассказы Бондарева. Этот опыт пригодился Ромашину в картине Сергея Овчарова «Оно», где звучит его закадровый голос, мягкий и проникновенный.
Кино в последние годы жизни
К началу 90-х Анатолий Ромашин был уже мастером высочайшего класса. Но именно в этот период в российском кино наступил глубочайший кризис. Умные, интеллигентные актеры вдруг оказались не нужны. Пришло время боевиков и низкопробных комедий. Это было не его кино. Со второй половины 90-х Ромашин снялся лишь в нескольких картинах, среди которых самой заметной стала многосерийная лента «Романовы – венценосная семья». Остается только сожалеть о колоссальной творческой невостребованности выдающегося актера.
Личная жизнь
У Анатолия Владимировича была бурная жизнь, он много любил и был человеком страстным. В его жизни было три официальных жены и пять браков. Спросите – как это? Просто на второй своей жене он женился три раза! Последней избранницей Анатолия Ромашина стала студентка театрального института Юлия. Они познакомились в Киеве, куда Анатолий Владимирович приехал на съемки фильма «Этюды о Врубеле». Девушке тогда было 18 лет, а маститому актеру уже минуло 58. Но разница в возрасте не помешала Ромашину влюбиться, как простому мальчишке. Влюбиться окончательно и бесповоротно. На предложение руки и сердца девушка ответила согласием.
Юля переехала в Москву, где окончила Щукинское училище. А в 1997 году у супругов родился сын Митя. В 66 лет! Эти не каждый может похвастаться. Элем Климов, глядя на Митю, сказал тогда Ромашину: «Митя - это твое лучшее произведение». На вопрос, сколько же у него всего детей, Анатолий Ромашин говорил: «По совокупности у меня трое детей», а потом, шутя, добавлял: «Это официально. Но есть французская поговорка: «Мужчина, проходя мимо ребенка, погладь его по голове. Не исключена возможность, что это твой ребенок».
Трагедия
Анатолий Ромашин предполагал, что проживет до 83 лет. Так ему в свое время предсказала гадалка. Предсказанию было не суждено сбыться. Трагедия произошла 8 августа 2000 года. В те роковые августовские дни он почему–то грустным-прегрустным вернулся в Москву с фестиваля «Орленок», который проходил в Туапсе. Дальше все было как в кошмарном сне. Ромашин поехал на дачу в подмосковное Пушкино и там, в порыве хозяйственного усердия и «для разминки» решил спилить старое ненужное дерево. Оно, по загадочным законам земного притяжения, рухнуло прямо на него. Смерть наступила мгновенно...
Смерть Анатолия Ромашина стала горькой, страшной нелепостью: в свои 69 лет актер был счастлив, здоров и любим. У него было много планов, его ждали новые роли в кино и в театре. 1 января 2001 года у Ромашина должен был состояться юбилей. Специально к этому событию в Театре Луны готовили спектакль «Метеор», в котором он должен был играть главную роль. Всего этого не случилось… Человек никогда не слышит намеков судьбы. А может быть, Анатолий Ромашин все же слышал и поэтому и был в последнее время такой грустный. Анатолий Ромашин похоронен на Ваганьковском кладбище.