Сб, 23.11.2024, 14:26

   

Приветствую Вас Гость |
RSS Главная | Регистрация | Вход

 
Меню сайта

Категории раздела
Актёры [121]

Лучшие
[15.03.2024][Для детей]
Журнал Кол... (0)
[15.03.2024][Для детей]
Журнал Кол... (0)
[26.02.2024][Сказки]
Перро Шарл... (0)
[26.02.2024][Сказки]
Перро Шарл... (0)
[26.02.2024][Сказки]
Перро Шарл... (0)

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18


Анатолий Александрович Васильев

Краткая биография
Имя: Анатолий Александрович Васильев
Дата рождения: 4 мая, 1942 | телец
Место рождения: Даниловка, Пензенская область, СССР
Карьера: Режиссер, сценарист
Жанр: Драма, мелодрама
Биография
Васильев Анатолий Александрович – российский театральный режиссёр, педагог, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, создатель театра «Школа драматического искусства».

Родился 4 мая 1942 в селе Даниловка Пензенской области.
Окончил химический факультет университета в Ростове-на-Дону. Несколько лет работал по специальности.
В 1973 г. окончил режиссерский факультет ГИТИСа (курс М.О.Кнебель и А.А.Попова), поставив дипломный спектакль "Сказки старого Арбата" А.Н.Арбузова (1972).
В 1977 – 1982 годах - режиссер театра им. К.С.Станиславского.

Режиссёрский дебют во МХАТе

Придя после института в 1973 году в МХАТ, под руководством О.Н.Ефремова репетировал в качестве режиссера-стажера спектакль "Соло для часов с боем" О.Заградника с М.М.Яншиным, Б.Я.Петкером, А.Н.Грибовым, О.Н.Андровской, М.И.Прудкиным.
В качестве второго режиссера, режиссера-ассистента или руководителя постановки участвовал в работе над спектаклями МХАТа "Медная бабушка" Л.Г.Зорина (1975), "Нина" А.Кутерницкого
(1976), "Путь" А.Ремеза (1981).

Ряд ярких и многообещающих замыслов мхатовской поры остался неосуществленным: "Святая святых" И.Друцэ (1975), "Король Лир" У.Шекспира в переводе О.П.Сороки с А.А.Поповым в роли Лира (1982), "О, счастливые дни" С.Беккета с М.И.Бабановой в роли Винни (1982). Не увидела зрителя и постановка "Виндзорских насмешниц" Шекспира с Е.П.Леоновым в роли Фальстафа в театре им. Ленинского комсомола (1981).

Постановки в провинции и в других театрах

В начале своей режиссерской карьеры осуществил несколько постановок в провинции: "Женщина за зеленой дверью" Р.Ибрагимбекова (Уфа, 1974) и мюзикл Дж.Германа по либретто М.Стюарта "Хэлло, Долли!" (Ростов-на-Дону, 1976); десятилетие спустя выпустил спектакль "Вариации феи Драже" Кутерницкого в рижском ТЮЗе (1987).

В 1977 году начинает работать в Театре им. Станиславского, главным режиссером которого в это время становится педагог Васильева по ГИТИСу Андрей Попов. Здесь Васильев выпускает два спектакля: "Первый вариант "Вассы Железновой" (М. Горького) и "Взрослая дочь молодого человека" по пьесе одного из драматургов "новой волны" Виктора Славкина. Обе постановки стали в Москве сенсациями и выдвинули Васильева в лидеры поколения. В работе над этими постановками вокруг режиссера сплотился круг артистов-единомышленников, продолживших сотрудничество с ним и в последующие годы, — Л.Полякова, Б.Романов, Ю.Гребенщиков, А.Филозов, В.Бочкарев.

Васильев начинает снимать телевизионный фильм по "Взрослой дочери молодого человека". Видеофильм "Дорога на Чаттанугу" был завершен через десять лет и впервые показан в 1992 году.

Вынужденный в 1982 году покинуть театр им. Станиславского, Васильев на предоставленной ему Ю.П.Любимовым малой сцене театра на Таганке на протяжении трех лет репетирует и в 1985 году выпускает спектакль по пьесе Славкина "Серсо". К группе артистов Васильева примкнули известные киноактеры Н.Андрейченко и А.Петренко. Значительность новой постановки режиссера для театрального искусства подтвердили и критики, и публика.

С начала 1980-х годов параллельно с режиссерско-постановочной деятельностью преподает на Высших режиссерских курсах, во ВГИКе и на режиссерском факультете ГИТИСа.

В восьмидесятые годы, совместно с О. Морозовым, А. Васильев снимает еще два телевизионных фильма. "Не идет"- о репетициях спектакля "Серсо" и "Каштанку". Главную героиню "Каштанки" сыграла Елена Коренева. Премьера фильмов состоялась в июне 1994 года на кинофестивале "Послание к человечеству" в Ленинграде.

«Школа драматического искусства»

В 1987 году в Москве среди шести новых театров открывается "Школа драматического искусства" Анатолия Васильева, первым спектаклем которой стали "Шесть персонажей в поисках автора" Л.Пиранделло (1987), в котором были заняты ученики Васильева – студенты режиссерско-актерского факультета заочного отделения ГИТИСа: Ю.Альшиц, Н.Коляканова, И.Томилина, Гр.Гладий, Н.Чиндяйкин и др. Критика назвала этот спектакль "лучшим романом о театре".
Спектакль много и триумфально гастролировал, участвовал во множестве международных фестивалей.

С годами Васильев, во многом ориентирующийся на опыт Ежи Гротовского, все более разворачивается от репертуарного театра к лабораторным исканиям, декларируя идеи постоянного профессионального обновления, поиска новой театральной эстетики, возрождения самой культуры театра: "Концепция театра-лаборатории дает возможность ежедневного… эксперимента. Концепция театра-школы расширяет границы поиска, делает этот процесс по сути эволюционным". За время существования "Школы драматического искусства" в результате учебных семинаров и лабораторных поисков были продемонстрированы (весьма узкому кругу лиц) спектакли, вечера, представления, открытые репетиции, посвященные одному автору, или произведению, или теме.

В апреле 2001 года театр «Школа драматического искусства» принят в «Союз театров Европы».
Последняя премьера Анатолия Васильева в театре "Школа драматического искусства" – спектакль «Каменный гость» или Дон Жуан мертв» – 2006 г.

Преподавательская деятельность

В течение многих лет А. Васильев занимается педагогической деятельностью. В 80-х годах он преподает актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, с 1984 по 1991 гг. ведет мастерские кинорежиссуры на курсах С. Соловьева и М. Хуциева.
С 2004 года руководитель режиссерского курса в Высшей национальной школе театральных искусств (ENSATT) в Лионе.

В течение многих лет А. Васильев преподает режиссуру на заочном отделении Российской академии театрального искусства (ГИТИС). В стенах "Школы драматического искусства" происходила подготовка актеров и режиссеров. Учебный процесс осуществлялся в форме студенческих семинаров и лабораторий. Выпущены спектакли: "Дюма" - главы из романов Александра Дюма (1987 г.), "Визави" - главы из романов Ф.М.Достоевского (1988 г.), "Бесы" по роману Ф.М.Достоевского (1988 г.). Вечер "Мопассан" (1988г.), "Диалоги об искусстве" по О.Уайльду (1989 г.), "Диалоги Платона" (1990 г.), представление "Каждый по-своему" по пьесе Луиджи Пиранделло (1991 г.), представления по пьесе Томаса Манна "Фьоренца" (1991-1993 г.) и роману Томаса Манна "Иосиф и его братья" (1992-1993 г.), премьера спектаклей на фестивале "Тога - 93" в Японии; представления по пьесам "Школа жен" и "Амфитрион" Мольера (1992 г.); представления по стихотворениям и "Маленьким трагедиям" А.С. Пушкина (1992-1994 гг.); представление по роману А. С. Пушкина "Евгений Онегин" (1994 г.).

Кроме того, были осуществлены совместные проекты: двуязычная постановка пьесы Ведекинда "Пробуждение весны" с "Лабораторией для театра" города Люцерна в Швейцарии (1990 г.), проект "Я-Чайка" по пьесам А.П.Чехова на театральном фестивале в городе Вольтерра в Италии (1991 г.), проект спектакля по роману Ф.М.Достоевского "Идиот" с актерами центра Кюнстлерхаузбетаниен в Берлине (1992 г.), «Каждый по-своему» Л.Пиранделло с Римским университетом, центром Театро Атенео и Театро ди Рома (1993 г.), представление "Московской лаборатории Анатолия Васильева" по "Диалогам" Платона и пьесе "Амфитрион" Мольера в рамках проекта "Лаборатория мизансцены"," Экспериментальной академии театра", Рон-Пуэн - театра Рено Барро и Осеннего фестиваля в Париже (1993 г.).

Изгнание гуру

Все изменилось, когда из маргинала Васильев перешел в статус духовного лидера и национальной гордости. Процесс этот занял около десяти лет и имел вполне конкретное материальное воплощение. Накануне Всемирной театральной олимпиады в Москве (в 2001 г.), театр получил от городских властей подарок – театральный центр, оборудованный по последнему слову сценической техники. Иностранцы, приехавшие на Олимпиаду, ахали. Но когда гости разъехались, властям показалось, что они погорячились.

Так начался долгий муторный конфликт между театром и городом. Васильева обвиняли в том, что он мало ставит и спектакли его далеки от народа. В том, что он слишком много думает – в среднем подготовка премьеры занимала от 1 до 3 лет. Интеллигенция писала письма в поддержку и собирала подписи. Конфликт набирал обороты и становился все более жестким и формальным. В конце концов, Васильев был отстранен от должности руководителя собственного театра, а на его место назначен другой человек. Режиссеру предложили оставить себе лишь художественное руководство.

В последнее время Анатолий Васильев вел борьбу за театр из Франции, куда он отправился в творческий отпуск, больше похожий на изгнание. Оттуда он и прислал свое последнее письмо, в котором просит не считать его сотрудником ШДИ. История, позволяющая добавить к знаменитой булгаковской сентенции: «Никогда и ничего не просите у тех, кто сильнее вас», еще одну: «Никогда и ничего у них не берите».

В настоящий момент художественное руководство театром "Школа драматического искусства" осуществляют ученики Анатолия Васильева в составе режиссёрского совета, который возглавляет Игорь Яцко, являющийся Главным режиссёром театра.

Для Анатолия Васильева то, что происходит ныне – это художественная эмиграция: «Это акт исключительно художественный. Мой отъезд не относится к политической жизни страны. Я художественный диссидент». «Я практикую курсы режиссуры в Лионе, я хочу открыть курсы режиссуры в Париже, хочу открыть школу в Греции, Барселоне, Сан-Паулу…»
Категория: Актёры | Добавил: k_enot (17.05.2023)
Просмотров: 140 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт


Поиск


Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 3
Пользователей: 1
k_enot


Top.Mail.Ru


Flag Counter

Copyright MyCorp © 2024uCoz Яндекс.Метрика