Краткая биография Имя: Алла Давидовна Балтер Дата рождения: 23 августа, 1939 | лев Место рождения: Киев, СССР Дата смерти: 14 июля, 2000 | 60 лет Место смерти: Москва, Россия Карьера: Актриса Супруг: Эммануил Анброх (развод), Эммануил Виторган (один ребенок) Семья: Максим Виторган (сын), Полина Виторган (внучка) Биография Встреча с Виторганом
Окончила Киевское театральное училище при Театре им. И. Франко и вступила в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола. Тогда Алла Балтер и познакомилась с актером Эммануилом Виторганом. У обоих тогда были семьи. У Виторгана - дочь. Первого мужа Аллы, как это ни странно, тоже звали Эммануилом. Говорят, он безумно любил свою жену, носил ее на руках, а она все бросила и ушла к Виторгану. Или это Виторган бросил семью, ребенка и ушел к Балтер. Одним словом, историю их любви знал весь город. Все было непросто. Как-то уже спустя много лет в одном интервью Алла Давыдовна призналась: "Я страдала, хотела все время убежать. Я вообще была девушкой, которая меньше всего ожидала от себя, что станет разлучницей. Я любила, я ждала, но говорила все наоборот: нужно все остановить, исчезнуть, испариться куда-нибудь...".
В 1961—1965 годах — актриса КАРДТ имени Леси Украинки и других театров Украины.
В театре Товстоногова, в котором они и познакомились, Виторган и Балтер играли двух влюбленных - Бернардо и Аниту в спектакле "Вестсайдская история". Театральная общественность считала их самой красивой парой Ленинграда.
Переезд в Москву
В 1971 году супружеская пара Балтер-Виторган покинула Ленинград. Они перебрались в Москву и стали работать в Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского. Созданные Аллой Балтер на его сцене образы стали событием театральной жизни Москвы.
С 1984 года - Алла Балтер в труппе Московского театра им. Вл. Маяковского. Была введена на роли Мэг и Марии в спектакли "Кошка на раскаленной крыше" Т. Уильямса и "Да здравствует королева, виват!" Р. Болта.
В Театре Маяковского все звали ее Аллочкой. И очень редко - Аллой Давыдовной. Что удивительно, даже общаясь между собой, актрисы никогда не называли ее по фамилии - Балтер, они говорили - Аллочка. Она была очень красивой, но при всей своей ослепительной женственности ни у кого не вызывала зависти: ей прощали и успех, и внешность, и известность мужа - Эммануила Виторгана. Этой парой нельзя было не любоваться. Даже их фамилии воспринимались, как одна: Виторган - Балтер, Балтер - Виторган. Выяснять, кто в этом дуэте вел, - занятие бесполезное, потому что две звезды - это уже созвездие. Но тепло и свет, которыми так щедро делилась Аллочка, давали ей полное основание считаться любимицей театра.
То, что она нравилась мужчинам - собратьям по цеху, ни у кого сомнений не вызывало. Актер театра Александр Шаврин говорил об Алле Давыдовне только в превосходной степени: "Блестящая, великолепная, всегда потрясающе выглядела..." Но чтобы о своей коллеге так отзывались женщины...
Актриса Ольга Прокофьева: "Аллочка - эксклюзив, эталон. Законодательница моды и стиля в театре. Для нее ухоженность - это норма, а красота и шарм - образ жизни. Она была такой светлой и чистой..." Татьяна Аугшкап, руководитель актерского агентства "АрТКиТ": "Алла Давыдовна - всегда в форме, при прическе, в духах. Она была тонкой и чувственной актрисой, женщиной - от Бога...".
Кино
В кино Алла Балтер снималась редко. В 1984 году она сыграла главную роль в политическом детективе "Последний визит", а в 1986 вместе со своим мужем Эммануилом Виторганом она снялась в фильме "Шпион".
Вместе с Виторганом она снималась в небольших ролях в детективе "Ларец Марии Медичи", музыкальном фильме "Когда святые маршируют" и политическом детективе "Черный квадрат".
Балтер и Виторган
Была одна очень семейная черта у Виторгана с Балтер - не навязывать свои проблемы и не посвящать даже очень близких друзей в большие и маленькие тайны своего дома. А тайны бывают в каждой семье. Несколько лет назад у Эммануила Гедионовича были серьезные проблемы с легкими, подозревали рак. Пришлось делать очень сложную операцию, но все тогда обошлось, и Алла Давыдовна, сохраняя абсолютное внешнее спокойствие, на все вопросы коллег отвечала: "Не волнуйтесь, у нас все хорошо". То, что это именно Аллочка выцарапала Эмму из лап страшной болезни, никто не сомневался. Все знали, какой сильный характер у этой женщины и как она влюблена в своего мужа.
Когда болезнь вдруг настигла Аллочку, Эммануил Гедионович тут же поспешил успокоить коллег-актеров: "В больнице Аллочку навещать не надо, ее скоро выпишут". В театре тогда решили написать Аллочке большое коллективное письмо. И все, кто мог - от вахтеров до работников сцены, - стали сочинять ей записочки с добрыми словами и пожеланиями скорее вернуться. Она вышла на сцену в декабре, и все с облегчением вздохнули: теперь все позади, Аллочка справилась. Ее жажда играть и работать в эти дни особенно поражала. Балтер была занята сразу в нескольких спектаклях, играла "Нору", "Чуму на оба ваши дома", блестяще работала в антрепризе Михаила Казакова "Цветок смеющийся.
27 декабря Виторгану исполнилось 60 лет, и в театре отмечали юбилей известного актера. Отмечали так, что у Аллочки в глазах стояли слезы - от счастья, любви и переполняющей нежности к мужу и благодарности ко всем, кто так по-доброму относится к ней и Эмме. Аллочка вспомнила и про записочки, и про все-все хорошее, что подарили ей судьба и театр. Актриса Таня Орлова рассказывала: "Аллочка говорила в тот день слова, которые уходили в вечность, они были абсолютно искренними и небанальными..." Сейчас о том юбилее вспоминают, как о дне прощания Аллочки с театром. Был один эпизод, который запомнили все. В подарок Виторгану Евгения Симонова преподнесла отрывок из его собственного спектакля "Взрослая дочь молодого человека", там у Виторгана был свой коронный танец, визитная карточка актера. Симонова завела Виторгана так, что он вдруг начал отплясывать "чучу". Тут же в круг выскочила Аллочка и своим зажигательным танцем поддержала мужа. Все просто онемели: Аллочка, после долгой болезни, серьезной операции, в корсете и так великолепно танцует!
А потом были март и череда не слишком приятных событий. В спектакле "Цветок смеющийся" у Аллочки подвернулась нога - каблук попал в щель. То ли это спровоцировало неприятные ощущения в ноге, то ли прежняя болезнь решила о себе напомнить, но Аллочка почувствовала себя неважно. На следующий день ей предстояло играть в спектакле "Чума на оба ваши дома". К двум часам дня боль в ноге усилилась, и Алла Давыдовна решила позвонить Лазареву с Немоляевой (обе семейные пары играли этот спектакль по очереди), чтобы на всякий случай подстраховаться. Но вечером она все-таки вышла на сцену. С трудом отыграла первый акт: боль в ноге была такой невыносимой, что актриса вообще едва могла стоять. Срочно вызвали "Скорую". Спектакль хотели отменить, но Алла Давыдовна не позволила. С неживой, отнимающейся ногой Балтер, играющая герцогиню, все-таки вышла на сцену. Точнее, ее - такую легкую и изящную - просто внесли, держа под руки, верные слуги (ребята-актеры). Все мизансцены спектакля Балтер с Виторганом по ходу перестроили так, что зрители не заподозрили ничего странного в том, что герцогиня в основном сидит, а если и поднимается, то слуги не отходят от нее ни на шаг. После спектакля зал, как обычно, приветствовал актеров стоя, но на поклон Алла Балтер уже не вышла.
На вопрос: "Кому такое неоправданное геройство было нужно? Зрителям? Они все равно его не оценили. Аллочке? Но стоило ли так страдать..." - отвечает актриса Татьяна Орлова: "Дело не в зрителях и не в Аллочкином героизме, поймите. Сильный характер, воля - все это ерунда. В тот день Аллочка боролась за жизнь, она изо всех сил отвоевывала себя у смерти. А больная нога - это так, недоразумение. Многие в театре даже не догадывались, насколько все серьезно, и не предполагали, что это последний Аллочкин спектакль..."
Через три дня ее положили в онкологическую больницу на Каширском шоссе, сделали очередную, уже третью по счету, операцию. Больше Алла Давыдовна в театр не вернулась. Никогда. Актеры сами ее навещали и не могли поверить: разве Аллочка больна? Перед ними была, как всегда, ухоженная, невероятно привлекательная Аллочка. Она шутила, смеялась, выпивала самую чуточку вина за компанию. Вот только одно ее огорчало - абсолютная неподвижность ног. Таня Орлова рассказывала, как волновалась Аллочка: "Неужели я останусь такой на всю жизнь?" Она лежала в палате, кажется, на самом последнем, 18-м этаже, и перед нею как на ладони расстилалась вся Москва. Был май, море зелени, голубое небо - и никакой надежды. Аллочка медленно угасала. Врачи поставили страшный диагноз: рак позвоночника.
В это никто не хотел верить - ни муж, который сделал все, чтобы спасти Аллочку, разыскал и привез самых лучших врачей, а потом собрал деньги (был организован специальный фонд помощи актрисе Алле Балтер) на операцию в Германии, где лечилась Раиса Горбачева. Ни сын Максим Виторган, который боготворил свою мать, ни сама Аллочка, которая боролась до последнего. Говорят, что даже медсестры, привыкшие ко многим трагическим финалам этой страшной болезни, глядя на актрису, плакали. Ее перевезли в подмосковный санаторий, и там началось самое страшное. Татьяна Орлова: "От приезда к приезду по каким-то мелочам стали замечать, что Аллочке становится все хуже и хуже. У нее над кроватью висел такой металлический треугольник, держась за который Аллочка подтягивалась. Она цеплялась за этот треугольник с невероятным упорством, словно за жизнь. И все подтягивалась, подтягивалась... Вначале двумя руками, потом, когда совсем обессилела, одной. Аллочку мучили страшные приступы боли. Ей кололи наркотики, раз от раза увеличивая дозу. Она засыпала. А потом начиналась другая боль, уже от ломки суставов. А она так хотела жить, так хотела играть...".
14 июля 2000 года Аллы не стало.
На панихиде всем особенно запомнились слова Максима: "Мама для меня - это абсолютно все. И когда позвонил папа и стало ясно, что все... Я в первый миг подумал - надо же позвонить маме и спросить у нее, что делать...".