Краткая биография Имя: Александр Александрович Калягин Дата рождения: 25 мая, 1942 | близнецы Место рождения: Малмыж, Кировская область, СССР (Россия) Карьера: Актер, режиcсер Жанр: Драма, комедия, биография Рост: 1.72 м Супруга: Татьяна Корунова (умерла, один ребенок), Евгения Глушенко (развод, один ребенок) Биография Детство
Александр Александрович Калягин родился 25 мая 1942 года в селе Малмыж Кировской области, на реке Вятка. 17 июня в Москве от разрыва сердца умер его отец - Калягин Александр Георгиевич. Но он успел дать сыну имя - Александр, что значит "победитель". Его мать Зайдеман Юлия Мироновна была преподавателем французского языка. Когда Саша родился ей было 40 лет. Овдовев, она не стала повторно выходить замуж и воспитывала сына одна. Детство Саши прошло уже в Москве, где проживала многочисленная родня по материнской линии.
Уже с 5 лет Калягин знал, что будет артистом. Когда семилетнему Саше захотелось иметь домашний театр, мама привела столяра, который «по указаниям» юного режиссера сделал настоящий маленький театрик – с кулисами, порталом и сценой. Мама вполне серьезно относилась к театральным занятиям сына.
Школьником Саша читал стихи во Дворце пионеров. Стал постарше – начал выступать с чтением серьезной литературы, любовь к которой привили ему мать и первая его наставница Н.А. Буйван. Это было уже в народном театре чтеца.
Карьера актера представлялась Калягину единственной возможной для него жизненной стезей. В 13 лет он написал Аркадию Исааковичу Райкину письмо, в котором задал вопрос: «Как вы достигли такого таланта?». И великий артист ответил совершенно незнакомому мальчику очень серьезно: «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд». И до сих пор Александр Калягин бережно хранит это письмо как «охранную грамоту».
Учеба
По настоянию мамы поступил в медучилище, через два года оказался фельдшером на Скорой помощи. Эта профессия заставила его лицом к лицу столкнуться с реальной жизнью, с человеческими драмами. В разные передряги приходилось попадать, видеть инфаркты, самоубийц, пьяниц, покалеченных в драках... Впоследствии это пригодилось ему в работе над ролями.
Затем было театральное училище имени Щукина. Но на втором курсе Александра чуть было не отчислили за профнепригодность. Говорили о непонятности амплуа: героев играть не сможет, пионеров тоже, стариков в театрах и так полным-полно. Его спас Борис Захава. И Антон Павлович Чехов. Много позже театроведы восхищенно резюмируют: Калягин будто бы рожден, чтобы играть чеховских персонажей!
А тогда — с ним никто не хотел репетировать.
Удача подвернулась в лице первокурсницы. Александр Калягин с благодарностью вспоминает ее – Люба Коренева. Вместе они поставили отрывок «Свидание хотя и состоялось, но…» по Антону Павловичу Чехову. Этот отрывок был признан ректором Борисом Захавой лучшим на курсе. Наконец Веселый и обаятельный, Александр вскоре стал одним из лучших учеников в училище.
Театр
После окончания училища в 1965 году, Александр был принят в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Несмотря на то, что на сцене этого театра Калягину удалось сыграть несколько достойных ролей (в том числе Галилея в спектакле по одноименной пьесе Б. Брехта), он чувствовал, что не вписывается в театральную эстетику Юрия Любимова. И в 1967 году, он неожиданно уходит из сверхпопулярной «Таганки» в Театр имени М.Н. Ермоловой.
Решительный шаг принес победу: именно в этом театре Александр Калягин сыграл Поприщина в спектакле по «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя – роль, которую сам считает началом своей артистической карьеры. Она распахнула перед актером не только сердца зрителей, но и двери кинопавильонов и телестудий. В 1970 году А. Роом приглашает его на роль Никона Букеева в фильме «Преждевременный человек» (по М. Горькому).
С 1971 года Александр Калягин – актер МХАТ имени Горького: Олег Ефремов, переходя из «Современника» во МХАТ, пригласил многообещающего артиста во вновь создаваемую им труппу. Калягин принял это приглашение с радостью. Калягин-актер верил в Ефремова-режиссера и с этой верой отыграл во МХАТе четверть века. За это время им были созданы замечательные сценические образы, среди которых Тригорин («Чайка» А.П. Чехова, режиссер О. Ефремов), Полуорлов («Старый новый год» М. Рощина, режиссер О. Ефремов), Фроловский («Заседание парткома» А. Гельмана, режежиссер О. Ефремов), Симон («Тамада» А. Галина, режиссер К. Гинкас) и др.
Особое место в театральной биографии А. Калягина занимают две постановки О. Ефремова. Это спектакли «Мы, нижеподписавшиеся» (по пьесе А. Гельмана), где он сыграл «нового Остапа Бендера», афериста Леню Шиндина, и «Так победим!» (пьеса М. Шатрова), где он воплотил на сцене образ В.И. Ленина.
Спектакль «Мы, нижеподписавшиеся» стал событием Москвы и театральной, и общественной, заметным явлением культурной жизни страны. Через несколько лет с благословения Олега Ефремова Калягин осуществил самостоятельную постановку этой пьесы в Анкаре, которая была удостоена высшей театральной награды Турции – премии имени Анни Диллигиля.
Работая над образом вождя революции в спектакле «Так победим!», А.Калягин и О.Ефремов меньше всего руководствовались конъюнктурными соображениями. Они стремились показать драму человека, перед смертью анализирующего, что он сделать успел и что не успеет уже никогда, трагедию одинокой личности, идеалы которой готовы рухнуть, показав свою несостоятельность. За эту работу Александр Калягин был удостоен Государственной премии СССР в 1983 году. В том же году ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.
Одним из самых значительных людей в своей жизни А. Калягин считает А.В. Эфроса, которому он обязан двумя блистательными ролями на сцене МХАТа: это Оргон в «Тартюфе» Ж.Б. Мольера и Федя Протасов в «Живом трупе» Л.Н. Толстого. Первая встреча состоялась неожиданно, когда Анатолий Эфрос пригласил его на роль Гамлета в телеверсии пьесы Шекспира. Несмотря на то что работу эту не удалось завершить, она оставила неизгладимый след в душах обоих художников.
Встретившись через несколько лет во МХАТе, они убедились, что не ошиблись друг в друге. А.В. Эфрос посвятил Калягину несколько очень теплых и эмоциональных страниц в своих книгах «Продолжение театрального романа» и «Книга четвертая», называя его «эталоном актерской профессии» и пытаясь проанализировать природу этого дарования. «Он актер содержательный, с острым, тонким умом профессионала», – отмечает А. Эфрос. Для Калягина же Анатолий Эфрос оказался тем человеком и режиссером, о котором он смог сказать: «Я ждал его всю жизнь».
В последние годы своего пребывания во МХАТе А. Калягин сыграл еще несколько заметных ролей, но в 1991 году, почувствовав, по его собственному выражению, «надвигающийся кризис» театра, ушел из труппы в «АРТель АРТистов» Сергея Юрского, где великолепно сыграл Утешительного в «Игроках – XXI» по Н.В. Гоголю – спектакле, всколыхнувшем сонную театральную жизнь Москвы того периода.
Кино
Блестяще сложилась карьера артиста и в кино. В 1967 году Александр Калягин дебютировал в кино в эпизодической роли в фильме «Николай Бауман».
В 1974 году на экраны вышел один из первых фильмов Никиты Михалкова – «Свой среди чужих, чужой среди своих», где Александр Калягин сыграл начальника железнодорожной станции Ванюкина. Творческое сотрудничество с Н. Михалковым успешно продолжилось в картинах «Раба любви» (1975, Режиссер) и «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976, Михаил Платонов). Эти роли, как и сами ленты, стали заметными явлениями отечественного кинематографа. Роль чеховского Платонова принесла Александру Калягину славу и признание не только в СССР, но и за рубежом: фильму был присужден главный приз Международного фестиваля в Сан-Себастьано (Испания), а исполнителю главной роли – премия за лучшую мужскую роль Международного фестиваля в Колумбии. Кроме того, в 1979 году А. Калягин был признан лучшим актером года (по итогам опроса журнала «Советский экран»).
В биографии киноартиста А. Калягина особняком стоят две роли, которые сделали его, без преувеличения, всенародно любимым. Это буффонадная, искрометная, дурашливая и бесконечно обаятельная тетка Чарлея в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя» режиссера В.Титова и невероятный Павел Иванович Чичиков в пятисерийной телевизионной версии «Мертвых душ» Н.В. Гоголя режиссера Михаила Швейцера.
Судьба подарила Калягину еще целый ряд незаурядных кино- и телеперсонажей. Среди них – Эзоп в одноименной телекартине О. Рябоконя, следователь Сейфи Ганиев в остросоциальной ленте Р. Оджагова «Допрос», Сан Саныч в фильме В. Трегубовича «Прохиндиада, или бег на месте», Пиквик («Пиквикский клуб»), Ихарев («Игроки»), Жуковский («Последняя дорога»), Ректор («Другая жизнь»), гестаповец Майгель («Вариант Омега»), Павел Раздорский («Фото»), поэт Василий Андреевич Жуковский («Бедная Настя»), и др.
У Александра Калягина есть самостоятельные режиссерские работы – киноленты «Подружка моя» и «Прохиндиада-II».
Педагогическая деятельность и режессура
Педагогическим дарованиям А. Калягина тоже нашлось применение. Сперва они проявились в постановке «Чайки» со студентами Школы-студии при МХАТ имени А.П. Чехова, где он в то время вел собственный курс. С 1980 году Александр Калягин преподавал в Британо-американской школе драматического искусства (BADA) в Оксфорде, в Международной школе театрального искусства им. Чехова в Цюрихе, в Чеховской школе театрального искусства в Париже.
Александр Калягин заявил о себе и как о театральном режиссере постановками «Чехов Акт III» в театре «Нантер» (Париж, Франция) и «Ревизор» Н.В. Гоголя в театре «Элдредж» (Кливленд, США). В конечном счете, режиссерский и педагогический таланты А. Калягина, объединившись, позволили ему в 1993 году создать собственный театр «Et Cetera», на счету которого множество премьер. На этой сцене он выступает и в качестве постановщика («Руководство для желающих жениться» по А.П. Чехову, «Навсегда-навсегда» К. Драгунской, «Лекарь поневоле» Ж.Б. Мольера), и как актер. Его персонажи, трактовки ролей порой совершенно неожиданны, непривычны для зрителя и критики.
22 декабря 2001 года состоялась премьера спектакля «Король Убю» А. Жарри в постановке болгарского режиссера Александра Морфова, в котором Александр Калягин сыграл одну из своих звездных ролей – Папашу Убю. За роль Папаши Убю Калягин был удостоен премии «Золотая Маска» в номинации «Лучшая мужская роль». В этом же году он получил и премию Станиславского.
В 2002 году Роберт Стуруа поставил к 60-летнему юбилею артиста спектакль «Последняя запись Крэппа» С. Беккета. После абсолютно фарсовой роли Папаши Убю Калягин в Крэппе играет трагедию человека, прожившего жизнь зря. К своему 60-летию актер был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 1996 году театральная общественность страны избирает Александра Калягина председателем Союза театральных деятелей (СТД) России. За годы, что Калягин является председателем СТД РФ инициировал и принимал участие в проведении многих семинаров по проблемам театральной жизни, а также крупнейшего и самого авторитетного театрального фестиваля страны «Золотая маска», который в 1996 году превратился из сугубо московского в общероссийский.
Адександр Калягин избран академиком Российской академии кинематографических искусств «НИКА». В 2005 году за общественную деятельность ему присуждена премия «Лидер года».
Личная жизнь
Свою первую любовь Александр Калягин встретил еще в училище. Татьяна Корунова была настоящей красавицей и талантливой актрисой. Она приехала из Свердловска, где проучилась до третьего курса в университете на физмате. На вступительных экзаменах Татьяна поразила Бориса Захаву, и тот принял ее безо всяких отборочных туров. О романе Александра и Татьяны никто не знал. Поженились они на втором курсе тайно, просто пошли и расписались в ЗАГСе. После училища вместе поступили в труппу Театра на Таганке.
Семейная жизнь протекала счастливо. Лидером в семье был Калягин: жена считала, что он более талантлив и подстраивалась под его режим работы. А вскоре оставив работу в театре родила дочку Ксению и полностью посвятила себя дому и семье.
Когда Ксении было всего четыре года Татьяна умерла от рака. Александр вошел в роль отца-одиночки. Сам готовил дочке еду, стирал белье, водил в садик, позже делал вместе с ней уроки. Он так любил дочь, что даже выбор новой мамы доверил именно ей, так как боялся, что чужая женщина в доме может нанести непоправимую травму ребенку. Массу поклонниц девочка забраковала…
Свой выбор девочка остановила на Евгении Глушко. С актрисой Александр познакомился на съемках картины «Неоконченная пьеса для механического пианино». Позже он признавался, что, глядя на нее, думал: «Именно такая женщина могла бы стать понимающей и любящей женой ему и хорошей матерью Ксюше». Отношения у Александра и Евгении начали складываться только два года спустя. После того как Ксюша одобрила выбор отца в 1978 году Александр Калягин и Евгения Глушенко поженились. Через два года у них родился сын Денис.
Известно, что дочь Ксения, выучившись в Америке, осталась жить там. Занимается программированием. В 2001 году у нее родился сын Матвей. Появлению внука Александр Александрович был безмерно рад.
Сын Денис, окончил престижную частную школу «Джордж-скул» под Филадельфией. В данное время он живет вместе с матерью в Москве, работает журналистом.
Жена Евгения Константиновна снимается редко. Для Калягина она надежный, вечный тыл. К сожалению, не видят зрители ее и в театре «Et Cetera». Но тут уже другая причина. «Для того чтобы жена работала в одном театре с мужем, надо быть Мейерхольдом или Таировым. Я - ни тот, ни другой» - говорит Александр Александрович.