Зайка, Лиса – Клара Румянова Волк, Кот – Олег Анофриев Трезор – А. Левенбук Полкан – Л. Шимелов Пушок – В. Точилин Петух – А. Баранцев Белочка – В. Толкунова Медведь – П. Бабаков Сорока – К. Смирнова Еж. – В. Абдулов Синичка – Ж. Рождественская
Перед вами новая работа Всесоюзной фирмы грампластинок «Мелодия» - детский музыкальный спектакль, написанный по мотивам русских народных сказок драматургом Георгием Фере и композитором Игорем Якушенко. Авторы называют свое произведение «детской музыкальной комедией» и это, наверное, правильно, хотя жанр здесь смешанный - тут соединились хорошо знакомая нам по передачам детской редакции радио музыкальная инсценировка со старым «потешным представлением с пением и танцами», разыгрывавшемся некогда на сценах ярмарочных балаганов к удовольствию зрителей всех возрастов. Замысел «Зайки» предельно прост: авторам хотелось написать веселый и смешной спектакль для детей в возрасте от пяти до двенадцати лет. Сюжетные линии заимствованы из популярных детских сказок, но герои-зверята появляются здесь в современном бытовом антураже: например, Кот, по профессии – знаменитый охотник, Лиса – продавщица из Лесной лавки, Петя Петушок – солист Лесной филармонии, лауреат конкурса «Золотой гребешок» и даже Волк работает заготовителем. Музыкальный материал «Зайки» в основном, русско-песенный , причем во многик эпизодах ощущаются напевы частушек, страданий, балалаечных наигрышей (правда, за исключеним хорошо знакомого вам мотива «Барыни» здесь не использована ни одна подлинная народная мелодия), А манера изложения – современно-эстрадная (оркестровый аккомпанемент спектакля поручен ансамблю «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна). Наконец, после долгих раздумий, авторы решили пригласить для исполнения васех двенадцати партий не профессиональных певцов, а «поющих актеров», потому что в этом спектакле надо не только пропеть положенные им по сюжету песенки, но и весело разыграть их так, чтоб у ребят не осталось ни малейших сомнений в «подлинности» происходящих событий. При этом авторы очень боялись прямой назидательности. Хотя, как это и полагается в любой порядочной сказке, правда здесь обязательно восторжествует над кривдой, а добро победит зло (коварный замысел Лисы лишить Зайку его домика, непременно потерпит крах), авторы больше всего на свете боялись поучать юного слушателя, а потому стремились писать свой мюзикл легко и шутливо. А теперь несколько слов об актерах. Когда Кларе Румяновой была предложена роль Зайца она почти обиделсь: « Как, опять Заяц? Неужели мне играть их всю жизнь?, -взмолилась актриса. (Ведь Клара Румянова озвучила уже больше десять серий «Ну,погоди») . «Хорошо, буду еще раз Зайцем. Но за это хочу, чтобы вы разрешили мне в вашем спектакле исполнить также и роль... Лисы !» Зайка –почтальон Румяновой не такой озорник, как в известном мультипликационном сериале, это персонаж добрый, заботливый, наивный и немножко непрактичный. А Лиса? Вы бы никогда не узнали здесь артистку без нашей подсказки. И голос другой, и манеры совершенно иные. Лиса хитрая, изворотливая, трусливая. Со слабыми груба и цинична, а перед силой угодливо лебезит. Одним словом, дама чрезвычайно вульгарная и к тому же спекулянтка (торговка модным товаром – хвостами). Трио главных героев замыкается Олегом Анофриевым – Волком. Его Волк – свойственник Волка Анатолия Папанова из «Ну,погоди!»; он, например, тоже любит употреблять научные термины и прочие разные современные словечки, выговорить которые ему явно «не по зубам». Но в отличие от предприимчивого, хоть и неудачливого папановского Волка, анофриевский - ленив и глуп. И еще роль немаловажного участника этой истории - задорного, предприимчивого и самоотверженного Кота – сыграл и спел О.Анофриев. Двум «отрицательным героям» - Лисе и Волку - противостоят остальные зверюшки . По замыслу авторов, у каждого из них есть какое-то дело, все они труженники (Еж – редактор стенгазеты, Сорока – диктор лесного радио, три собаки – дежурные по лесу и т.д.)
***
Итак, «Зайка-почтальон» - новая музыкальная детская комедия , которая, надемся, понравится юным слушателям. Итак, перед вами 50 минут музыки, песен, диалогов, - легкий, стремительный «разноцветный» и озорной спектакль. Но это то озорство, которое учит серьезным, нужным вещам – добру, уважению к товарищам, взаимной выручке.