Сцена I. Дон Гуан со своим слугой Лепорелло приезжает в Мадрид. У городских ворот они дожидаются ночи: Дон Гуана слишком хорошо знают в Мадриде, а врагов у него более чем достаточно. И хотя самого Дон Гуана это нимало не заботит, Лепорелло удается его удержать. Он напоминает своему хозяину, что, если король узнает о его самовольном возвращении из ссылки, куда он был отправлен за убийство на дуэли командора, ему несдобровать. Однако Дон Гуана и это не пугает. Он не мог долго оставаться в изгнании, он едва не умер там от скуки. Все там ему не по душе — и люди, и земля, и небо. А женщины! «В них жизни нет, всё куклы восковые». Оглядевшись, Дон Гуан замечает, что место ему знакомо. Лепорелло подсказывает, что это Антоньев монастырь. Да, вспоминает Дон Гуан, именно здесь он встречался со своей возлюбленной Инезой. На этот раз в Мадриде он будет разыскивать Лауру. Появляется монах и, увидев их, интересуется, не люди ли они Доны Анны. Выясняется, что он ждет Дону Анну де Сольва, вдову убитого «развратным, бессовестным, безбожным Дон Гуаном» командора. Она воздвигла на его могиле памятник и каждый день приезжает сюда помолиться за упокой его души. Вскоре приезжает Дона Анна. Монах отпирает для нее решетку ограды, и она, покрытая густой вуалью, проходит мимо Дон Гуана к могиле мужа. Ему не удается рассмотреть ее как следует, но поскольку он, по словам Лепорелло, обладает воображением «проворней живописца» и «в минуту дорисует остальное», то сразу же загорается желанием познакомиться с Доной Анной. Смеркается, и Дон Гуан с Лепорелло направляются в город. Сцена II. В комнате Лауры ужинают гости, поклонники ее таланта. Они восхищаются ее красотой и актерским искусством и просят спеть что-нибудь для них. Лаура поет, что вызывает новый взрыв восторга. Даже угрюмый Дон Карлос тронут ее пением, но, узнав, что слова этой песни написал Дон Гуан, вскипает гневом, называя его безбожником и мерзавцем. Лаура в ответ грозит, что сейчас же велит своим слугам его зарезать, хоть он и испанский гранд. Гости пытаются их примирить, напоминая Лауре, что Дон Гуан убил на поединке брата Дон Карлоса, и они примиряются. На прощанье Лаура поет для гостей еще одну песню, и они расходятся. По просьбе Лауры, остается только Дон Карлос. Их беседу прерывает настойчивый стук, и доносится голос Дон Гуана. Лаура радостно бросается ему навстречу, забыв о Дон Карлосе. Однако тот сразу же напоминает о себе и требует поединка с Дон Гуаном. Лаура пытается его отговорить, но он настаивает. Противники берутся за шпаги, и вскоре Дон Карлос падает мертвым. Лаура в смятении, она укоряет Дон Гуана за «вечные проказы», однако, узнав, что он, едва появившись в Мадриде, «вспомнил тотчас о своей Лауре», смягчается. Сцена III. Переодевшись отшельником, Дон Гуан поджидает в Антоньевом монастыре Дону Анну. Он уже который день видит ее здесь, и, кажется, она его заметила. Сегодня он намерен заговорить с Доной Анной и пытается было отрепетировать свою речь к ней, но потом решает положиться, как всегда, на вдохновенье. Разглядывая статую командора, он не может удержаться от ироничного замечания по его адресу: Каким он здесь представлен исполином! Какие плечи! что за Геркулес!.. А сам покойник мал был и тщедушен, Здесь, став на цыпочки, не мог бы руку До своего он носу дотянуть. Однако Дон Гуан все же признает, что «был он горд и смел — и дух имел суровый...» Его рассуждения прерываются приходом Доны Анны. Вдохновение и на этот раз не изменяет Дон Гуану. Искусно заведя разговор, он в конце концов признается Доне Анне в любви и настойчиво просит о свидании. Дона Анна растеряна и смущена, однако не может устоять перед искусством обольщения Дон Гуана и после недолгого колебания соглашается его принять. Завтра же, продолжает настаивать Дон Гуан (или Диего де Кальвадо, как он представился Доне Анне), и она, дав согласие, уходит. Довольный своим успехом, в предвкушении завтрашнего свидания, Дон Гуан счастлив, как ребенок. Он теряет чувство реальности и посылает Лепорелло к статуе командора: Проси статую завтра к Доне Анне Прийти попозже вечером и стать У двери на часах. Лепорелло не без смущения и боязни идет к статуе командора, а когда на его слова о приглашении она кивает головой, в ужасе бежит к хозяину. Дон Гуан не верит его сбивчивым словам, и сам идет к статуе. Однако на его собственное приглашение она тоже отвечает кивком головы. Пораженный, он в сопровождении Лепорелло уходит. Сцена IV. Дон Гуан наедине с Доной Анной и вновь расточает ей слова любви. Дона Анна признается, что вышла замуж за Дон Альвара по настоянию матери. Они были бедны, а Дон Альвар богат s Дон Гуан завидует командору, всего лишь деньги были ценой его райского блаженства; если бы он раньше узнал Дону Анну, то без колебания отдал бы все за один ее благосклонный взгляд. Дона Анна смущена — ей, вдове, нельзя слушать такие речи, а тем более любить его, Дон Диего. Дон Гуан просит не мучить его вечным напоминанием о муже, хоть он и заслуживает казни. На настойчивые просьбы Доны Анны сказать, чем же он провинился перед ней, Дон Гуан наконец отбывает свое подлинное имя: Я убил Супруга твоего; и не жалею О том — и нет раскаянья во мне. . . > Я Дон Гуан, и я тебя люблю. Потрясенная Дона Анна лишается чувств, а придя в себя, пытается прогнать Дон Гуана. Но не таков Дон Гуан, чтобы сдаваться. Он признает, что на его «совести усталой много зла», что он «разврата., долго был покорный ученик», но с тех пор, как увидел ее, словно переродился и полюбил добродетель. Дона Анна, зная, что Дон Гуан известен своей красноречивостью, не верит «хитрому искусителю», «безбожному развратителю», «сущему демону», и ему приходится пустить в ход все свое искусство обольщения. В конце концов он добивается того, что Дона Анна соглашается его простить. Дон Гуан просит «в залог прощенья мирный поцелуй». Дона Анна уступает его просьбе, и в это время раздается стук. Дон Гуан идет посмотреть, кто там, но тут же вбегает обратно. За ним входит статуя командора — она явилась по приглашению Дон Гуана. Дона Анна падает без чувств. «Все кончено Дрожишь ты, Дон Гуан», — говорит командор и просит дать руку для пожатия. Дон Гуан: Вот она... о, тяжело Пожатье каменной его десницы! Оставь меня, пусти — пусти мне руку... Я гибну — кончено — о Дона Анна! Статуя командора с Дон Гуаном проваливаются
Действующие лица и исполнители:
Дон Гуан - Высоцкий Владимир; Донна Анна - Яковлева Ольга; Лаура - Сирина Ольга; Дон Карлос - Спивак Анатолий Лепорелло - Грачев Анатолий Гости - Лакирев Виктор, Котов Александр